Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Оренбург, Земля Приключений

Идем в поход?

Сделай подарок!

Клуб путешественников.

Вело-путешествие по западной стороне Байкала 2012 года. Часть №1.

Опубликовано 16.02.2013

Вело-Байкал 2012

    "Тащу рюкзак Никиты к своему велику, сам Никита несёт вел на себе – переклюк-то в спицах, достать рукой сходу не получилось. Тут рядом с нашей кучкой останавливается буханка, оттуда выходит мужик (дядя Миша) и предлагает довезти всё, что влезет в буханку, на 10 км вперёд до брода, только чтобы мы решили быстрее - едем мы или нет. А у нас вообще дилемма: продолжать путь или нет, запасного петуха на марин нет. У Димки находится петух на его мангуст. Решаем грузиться, там ночевать и потом разбираться что к чему. В буханку влезло 4 грязнющих вела, 7 рюкзаков, 4 человека + водитель + собака. Трое стойких бойцов в лице меня, Никиты и Димки догоняют УАЗик на велах. Никита едет на веле Маши"

    Вело-Байкал 2012

    По порядку. Обо всём. С начала.

    После похода 2010 года, сразу же возникла идея ехать туда снова! Странно, не правда ли? Но, тем не менее, идея созрела где-то к началу 12 года, и, начиная с зимы, стала медленно осуществляться. Ну, если быть совсем точным, то идея просто созрела, так как никаких целенаправленных мероприятий зимой проводиться не могло.

    Опять-таки желающих поехать было много, но кто-то не мог, кто-то сомневался и т.д. и т.п. Изначально за саму идею 100% горой стояли я и Никита. Чуть попозже подтянулись Настя и Дима (далее Диман), ну а Маша и Дима (далее Димка) просто грех было с нами не поехать, несмотря на охи и вздохи Маши по поводу неподготовленности, также поехала Димкина сестра Юля, потенциальный мегалось.

    Я, выступая в роли организатора и «бывалого», установил 2 условия участия в походе:

    - адекватные велосипеды, не ниже уровня аваланча 3.0. Всякие городские стелсы и форварды были сразу занесены в чёрный список;

    - пробег 1000 км до начала путешествия, либо моя полная уверенность в лосизме конкретного индивида (в эту категорию заранее вошли Никита, но он и так накатал больше 1000, и Димка из Иркутска).

    Если с велосипедами вопрос решился благополучно: я катил на своём спеше, Димка Щ. на аваланче 2.0 моего отца (вместо своего форварда), Настя на моей «хламной» мериде (которая, даже в моём понимании хлама, была на пару порядков лучше Настиного стелса), Никита на своём  марине, то вот вопрос с накатом у самых проблемных людей - Насти и Димана - решался плохо. Различные ЕГЭ и дипломы отвлекали народ от столь важного процесса как накат километража.

    Тут ещё постоянные неприятности и повороты течения жизни у каждого из участников постоянно ставили под угрозу само осуществление главной цели. Каждый (может, даже некоторые и не по разу) «сливали Байкал» при определённых условиях. После каждого заявления «если будет так-то и так-то, то я не поеду» предпутешественное настроение просто скатывалось куда-то далеко по грязным канализационным трубам, а вытащить его оттуда обратно с каждым разом становилось всё сложнее. Под самый конец, собираясь для обсуждения у меня на хате, спокойно уже никто не разговаривал. В общем, обстановка была достаточно накалённой.

    Но все вопросы были решены в последний момент, какая-то уверенность в силах Н & Д у меня всё-таки накопилась, билеты куплены, сданы, куплены снова, велы протестированы, общак закуплен, рюкзаки собраны, последний чай в Оренбурге выпит, и вот мы успешно посажены провожающими на поезд.

 

    

    День -3

    Опять Оренбург-Челябинск. Зато теперь мы занимаем всю плацкарту! Стандартный порядок: 4 вела сверху, по 2 рюкзака снизу, мелочь по всей плацкарте.

    Поезд описывать как-то вообще не хочется. Еда, сон, какие-то развлечения, чай, тянучие ириски. Лень писать.

 

 

    День -2

    Опять Челябинск в 6 утра. Выгружаемся, делаем ходки в знакомую камеру хранения, на этот раз сдаём всё. Снова «порошок не входи», «порошок уходи».

Фото предоставил Максим Курмеев

    Впереди 14 часов отборного удовольствия от посещения сурового города. Погода ни к чёрту, начинается дождь. Сделали дубликат ключа для велозамка, постояли, пережидая дождь, на остановке, пошли в местный триал-спорт. Я собирался приобрести себе новый шлем взамен треснутого, в оренском триале всё перемерял – ничего не село. Пока шли, наткнулись на «Старт» - оф. дилер спеша – там и был куплен шлем, который сидит на моём черепе как влитой.

    Дошли до триала, попускали слюни, но так ничего и не купили, та же проблема - нет размеров. Заглянули в распродажу конфиската, ещё куда-то… Потихоньку пошли в сторону Кировки. Традиционные фотки возле всяких фигур, рассматривание сувениров, и прочих безделушек, поддавшись уговорам Никиты, поели в SubWay, потихоньку потопали обратно на вокзал, попутно заходя во всякие парки и покупая булочки и пирожки.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    А ждать ещё 4 часа… Сидим, потихоньку невывозим на вокзале. Заранее перетаскиваем всё добро из камеры хранения ближе к выходу на платформы. С нами знакомятся девушки туристки, по нашей груде барахла сразу видно, что мы свои люди – в одном поезде едем. Ещё до объявления поезда замечаем его подачу – пробиваем, действительно, наш. Не особо торопясь перетаскиваем брахлишко к 1 вагону, который стоит ещё без локомотива. Ждём начала посадки, нам, кстати, в этот раз повезло – все поезда формировались в городах отправления, проходящих не было.

    Возникла некоторая путаница с билетами – как-то получилось, что я перепутал номер места, и проводник его тоже перепутал, и мы стали занимать 3 верхних и одну нижнюю полку, вместо целой плацкарты. А тут ещё новый вагон, в котором третьи полки закрыты от прохода стеночкой, это обламывает размещение 4 велов в плацкарте. Грузим в темпе вальса 2 вела в «нашу» на 3\4 занятую плацкарту, и 2 вела в соседнюю на 3 полку над моим местом, под охи-вздохи тёток «а это всё нам на головы не упадёт?», надёжно фиксируем резинками, распихиваем рюкзаки. Наверху такая жарища, я, весь обливаясь потом, иду раскладывать постель на своей верхней полке. Спрашиваю чей это спас жилет на моей полке, дескать, уберите пожалуйста, я расстелюсь, и тут выясняется что это не моя полка! А полка туристов водников с плавстредствами, здоровенными рюкзаками и прочей утварью! КУДА ВЕЛЫ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ-ТО?! Короткий приступ паники, разрешение вопроса, нахождение свободной полки напротив для рюкзаков водников, успокоение. Всё равно пришлось бы куда-то велы грузить на верхнюю полку чужую, а тут всё и так повернулось хорошо. Плацкарта снова занята нами на 100%. Торжество пакетного чая, сон.

 

    День -1

    Опять Челябинск-Чита. Зато теперь мы занимаем всю плацкарту! Рядом какой-то ребёнок постоянно зовёт няню звуками «неня!» - это вообще не ня! Работает кондиционер, и 2 вела не загораживают лампу - ня!

    См «день -3»

Фото предоставил Максим Курмеев


    День 0

    Опять Челябинск-Чита. Зато теперь мы занимаем всю плацкарту!

    См «день -3»

 

    День 1

    Наконец-то Иркутск! Вылезли на сортировке, а не на главном, ибо так удобнее. Я и Никита начинаем собирать велы, но тут подбегают Маша с Димой и говорят, что мы вас довезём и собирать не надо! А как это не надо, когда уже все завязочки развязаны, и пол вела собрано? Короче едем с Никитой на двухколёсных конях за своими четырёхколёсными собратьями по только-только начинающему пробуждаться Иркутску.

    Доезжаем в дом, сгружаем с машины себя и коней, берём мыльно-рыльное и едем на квартиру к Димкиной бабушке мыться и завтракать. «Резкая смена грязного состояния тела в чистое и накормленное, приводит в состояние полнейшего невывоза и нежелания куда-либо абсолютно ехать» - за 2 года ничего не меняется. В таком состоянии пребывают все. Высказываются упаднические мысли «поспасть чутка» и выехать в 12. Но всё-таки, преодолев это состояние, грузимся в машину и снова едем в дом, по пути докупая все необходимые продукты. В доме знакомимся с Юлей, комплектуем велы, подкачиваем колёса, собираемся в кучу, и… стартуем!

 Фото предоставил Максим Курмеев

    Опять этот Иркутск! Не нравится мне этот город полным отсутствием ПДД. ДПСников я видел 2 раза за всё время. Попутно заезжаем в оптику сделать мне очки, ибо свои я сломал в поезде и гонял в запасных франкенштейнах. Фоткаемся на набережной, забираем очки и едем дальше. В черте города накатываем около 30 км! С одного конца города едем на другой конец на нужную трассу – Голоустенский тракт.

Фото предоставил Максим Курмеев

Знакомые места начинают проглядывать, Диман отстаёт из-за своей не совсем здоровой ноги. Останавливаемся на перекус, точим хлеб с колбасой и майонезом, с Никитой разгружаем Димана, двигаем дальше.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Погода пасмурная, зато виды отличные. Снова засматриваешься на гнутые берёзки справа и косогор с соснами слева. Дорога  - асфальт, плавно переходящий в пыльную гравийку. Еду замыкающим, втаскиваю Димана за рюкзак, пока пульс позволяет. 140, зацепил, 150, 160, 170, отцепил, 160, 150, 140…

    Ищем место для стоянки – проезжаем наше предыдущее. Всё так же чистый ручеёк, под ногами вода. Только уже лавочки с навесом завалились и трава теперь не по колено, а по пояс и выше. Из-за переплетения всяких вьюнов даже не дошёл до места, где у нас палатка стояла. Для ночлега на 7 человек и 3 палатки не годится 100%.

    Крутим дальше – находим место на реке Солонянке недалеко от дороги, но вполне пригодное для обитания на ночь. Только за дровами пришлось ходить вброд по холоднющей воде – зато ботинки чистые! Расставляемся, ужинаем, состёгиваем велы, и впервые за поездку медленно погружаемся в сон в тёплых спальниках ещё хранящих отголоски запахов родного дома.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Кстати, о еде. У нас была самая простая, чередующаяся раскладка: гречка с тушняком, рис со сгущёнкой, чечевица кто с чем горазд (даже со сгущёнкой её ели!), макароны с тушняком, на днёвках борщи, по пути ещё покупали перловку.

    Тем временем ночью накрапывает дождик, смывая дорожную пыль с наших коней, и всякие сомненья о действительности происходящего. Вот он, уже начатый, путь к Байкалу, назад дороги нет, ты уже в палатке, под дождём, думы вроде «как там, интересно, дома погода» покидают голову, мыслительный процесс всё более ориентируется на насущные вопросы - как сохранить свои вещи в сухости, что завтра одеть под дождевик, а может вообще не одевать? А дрова промокнут за ночь? А пыль с дороги собьёт? А она не раскиснет? А ведь завтра подъём в гору здоровенный. Ничё, выдюжим…

(67.41 км, 4 часа, 16.8 км\час)

 

    День 2

    Утро вроде даже как доброе, только из спальника вылезать не хочется. Димка уже наломал дров, развёл костёр, Маша тоже уже встала – две ранних пташки. Только все остальные нехотя выдвигаются из палаток к костру, который является и обогревателем, и газовой плитой, и сушилкой и просто притягивает взгляды.

    Воздух кристально чистый, только над речушкой стелется туман. Собираюсь в числе последних, так как везу котлы, а в котлах еду.

    Длительное время едем параллельно речке. Очень красиво: слева скалы, а справа речка по камням перекатывается, журчит, плещет. Достаточно стройными рядами доезжаем до табличек от К.О., а затем и до мостика через эту речку, ознаменовавшего начало самого большого тягуна на нашем маршруте: 7.65 км переменного наклона.

Фото предоставил Максим курмеев

Фото предоставил Максим курмеев

    Хоть и достаточно прохладно, но весь подъём с тебя стекают ручейки пота, особенно по лямкам шлема, капают на раму, но стиснув зубы, кручу вперёд и вверх. Останавливаюсь подождать отстающих. Умываюсь в ручье, который течёт параллельно дороге в канаве. Догоняют, крутят, ещё не сдохли, Димка замыкающим. Стартуем далее. То круто в горку, то полого. Кажется что наклон положительный, ан нет, ручей, гад, течёт в сторону противоположную движению, да довольно бодро, выдавая замаскировавшийся наклон дороги.

    Вот она! Долгожданная беседка возле дороги! Отдых! Срочно накинуть на мокрую от пота джерси натовский китель, ветерок всё-равно пробирает. Димка прикатил, скинул рюкзак и укатил обратно к остальным. Возвращается с Настиным рюкзаком, остальные добираются своим ходом без облегчения. Достаём перекус, благополучно его точим: хлеб, консервы, козинаки, остатки ирисок, какие-то печеньки. Настроение повышается на глазах!

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Собрались, впереди же спуск аж до Малого Голоустного! Почти 12 км! А тут у Юли переднее колесо спустило. Меняем камеру, кто-то утепляется, и полетели!

Фото предоставил Максим Курмеев

    Накатом больше 50 км в час. Вилка работает как надо, и с рюкзаком за 20 кило мелочь вообще не чувствуется на такой скорости. Здорово! Прибываем в село исключительно быстро. Почему вот всегда так? Спуск - раз! и кончился, а подъём как резина тянется…

    В Голоустном закупаемся - хлеб с пекарни, мороженка, доезжаем до водокачки, наполняем свои бадейки водой и едем дальше, искать поворот на Куртун. Спрашиваем местных, с 3 попытки сказали, что всё верно, нужный поворот найден.

Фото предоставил Максим Курмеев

    Катим по хорошей дороге, и упираемся в остатки моста. 2 насыпи с обеих сторон дороги. Только брод, только хардкор! Стаскиваем с великов рюкзаки, но тут подворачивается УАЗик буханка, водители которого любезно подбрасывают нашу лучшую половину на ту сторону вместе со всеми рюкзаками. А сильная половина, взвалив на себя велы, мужественно преодолевает брод выше колена. Речки везде холодные!

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Фотографы наши долго копались, и момент переправы запечатлён не был. Пришлось попозировать быстренько, а пока собрались обуваться, через брод проехала очередная буханка, и окатила нас маленькой волной. Мы были и так мокрые по колено, так что нам без разницы, а обувь-то сухая! Скорость реакции сделала своё дело, я и Диман успеваем подхватить на руки свои боты, а вот Никита зазевался и далее отправился в путь с одним мокрым ботинком.

Фото предоставил Максим Курмеев

    А дальнейший путь после брода стал ухудшаться с каждой пройденной окружностью колеса, и уже через 200 метров все стояли стоймя посреди колеи с заблокированными от грязищи колёсами, пытаясь выволочь своих коней под уздцы на более-менее чистую поверхность. Но за отсутствием таковой, то все методично очищали подковы коней и двигались в час по чайной ложке. Только я вывез этот адский участок на своих двоих (круглых). Тактика прохождения грязюки выработалась достаточно простая: ехать по самому глубокому месту колеи там, где грязь вперемешку с лужами, и она не такая липкая, а более жидкая, вследствие чего не налипает на гориллу вилки и перья рамы.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Помогаю людям очиститься, раскрываю секреты мастерства, кручу чуть дальше, останавливаюсь подождать отстающих людей. Никита добирает меня и укатывает вперёд за поворот. Народ начинает двигаться в нашу сторону, и тут до моего слуха доносится «Маааакс!.. Я, кажется, петух сломал...».

    Не хочу осознавать услышанное, но, зная Никиту, уже чувствую что-то нехорошее, чапаю к нему и вижу презабавную картину: задний переклюк болтается где-то между спицами с немного погнутой лапкой, вися на цепи и натянутом тросике, 1 половинка петуха ещё в раме, вторая половинка петуха на переклюке. Классика.

    Тащу рюкзак Никиты к своему велику, сам Никита несёт вел на себе – переклюк-то в спицах, достать рукой сходу не получилось. Тут рядом с нашей кучкой останавливается буханка, оттуда выходит мужик (дядя Миша) и предлагает довезти всё, что влезет в буханку, на 10 км вперёд до брода, только чтобы мы решили быстрее - едем мы или нет. А у нас вообще дилемма: продолжать путь или нет, запасного петуха на марин нет. У Димки находится петух на его мангуст. Решаем грузиться, там ночевать и потом разбираться что к чему. В буханку влезло 4 грязнющих вела, 7 рюкзаков, 4 человека + водитель + собака. Трое стойких бойцов в лице меня, Никиты и Димки догоняют УАЗик на велах. Никита едет на веле Маши.

    Для меня эти 10 км проходят отдельной строчкой. На мне был надет пульсометр, исправно работал велокомп, я был в контактах, на своём веле, не было велорюкзака, и важна была скорость (ибо девчонок надолго оставлять с неизвестным человеком не очень хотелось, пусть даже в обществе Димана). А впереди 10 километров дороги с полным набором препятствий, соответствующих настоящей кросс-кантрийной грязевой гонке! Рельеф по сравнению с нашими степями - просто закачаешься, кочки из камней, 4 колеи местами высотой по втулки, лужищи с контруклонами из песочка, слой грязюки, в которой неверное нажатие на тормоз сразу приводит колесо в юз! Просто праздник какой-то!

    3… 2… 1… старт! Гонка за лидером началась! Впереди летел Димка, он просто мегалось с примесью кабанизма, даже на кендовских сликах 2.125, которые нещадно юзили в этой грязище, он был недосягаем по скорости. Следом за ним нёсся я в своём гоночном режиме из расчёта на 10 км дистанции, посматривая на велокомп и пульсометр, следом за мной, на ходу приспосабливаясь к не своему велику, вкручивал Никита. Было захватывающе!

    Со всего маха въезжание в лужи, дрифт по грязи, обгон по параллельной колее, спуск с горочек с расчётом траектории не в русло ручья, всё это сопровождалось постоянным налипанием грязи на вилку и раму, приходилось держать баланс между более твёрдой поверхностью и заездом в лужи.

    Время пронеслось незаметно, и мы встречаем машущих девчонок, указывающих нужный отворот с дороги. Прибываем на место с ног до головы в грязи. Первым делом начинаем отмывание себя, затем занимаемся отмыванием великов, попутно разводя костёр. Дядя Миша уговаривал всех поехать к себе на покос, но мы не уговорились. Димка съездил с ним за дровами и топором. Побольше бы таких добрых людей в мире!

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Мы покушали, поставили палатки и начали ломать мозг над проблемой поломанного петуха. Эксцентрик вставал только с двумя обломками старого петуха, ещё один поджать эксцентриком нереально, а тот не встаёт ну вообще никак. Спилили напильником дяди Миши часть запасного петуха, подложили туда 2 шайбы, прикрутили креплением багажника намертво. С петухами разобрались, естественно, всё это было сделано путём проб и ошибок в течение часов двух, наверное. Настала очередь переклюка. Отмыли, почистили, раскрутили лапку, выпрямили, ролики помыли. Оказывается, втулка верхнего керамического ролика XT-ого переклюка от попадания грязи просто рассыпалась частей на 10 разного размера, заклинилась, и от давления на педали без прокручивания оного ролика сорвало петух. Ставим запасной ролик, собираем всю систему в единое целое, но выясняется, что Никита потерял замок от цепи. А 9-и скоростных замков в запасе не было. 10 ск не влез даже после обработки напильником звеньев цепи, поэтому перепрессовали выжимкой ближайший к разрыву пин.

    Переклюк стоит кривовато, сильно завален назад, но работает! На 1 и 2 звезде спереди, сзади есть все звёзды, а вот на 3 звезду можно подрубать только на 3-8 и 3-9, так как верхний ролик переклюка просто перестаёт задевать цепь, что черевато либо выламыванием лапки переклюка, либо чем-то ещё нехорошим.

    Уже в полной темноте, при свете фонариков, собираем инструмент, пристёгиваем вел к остальным, ложимся спать, пытаясь догнать людей, сделавших это на час раньше нас.

(49.27 км, 3.27 часа, 14.2 км\час)


    День 3

    Утро выдалось каким-то невыспанным. Ничего особенного, встать, покушать, собрать палатку, собрать котлы, собрать рюкзак, собрать всё в кучу на велик, крутить.

    Всё то же самое, что и вчера, только уже не в гоночном режиме и с рюкзаком, да ещё и замыкающим. Ненавижу быть замыкающим по такой дороге. Стоит одному не проехать лужу, и все остальные за ним спешиваются. Крутишь, как дурак, на 1-1 5 км в час, лишь бы никого не обгонять. Крутишь и крутишь, останавливаешься, ждёшь, чтобы подальше отъехали, снова крутишь. Короче, уныло.

 Фото предоставил Максим Курмеев

    Доезжаем до развилки. Налево хорошо накатанная песчаная дорога, прямо всё те же лужи с дом. Достаём GPS, любезно одолженный у Сергея Ильина под личную ответственность, смотрим в карту, а видим фигу. Нескладно, зато правда. Нет карты на радаре. Только точка «Иркутск» где-то посреди бескрайнего однообразного фона. Стоим минут 15, откармливая местных комаров, по очереди тыркаясь во всех меню, подменю, опциях и функциях. Путём проб и ошибок Garminбыл изучен на 100%, только в решении вопроса «налево? или прямо?» эти знания никак не помогали. Решили вопрос коллективно в пользу меньшего зла: налево - в горку, зато сухо. «Интуиция подсказывает, что надо прямо, но поехали налево» © Маша. Кстати, недалеко от дороги валялся указатель «Транс-Байкал», это MTB-многодневка, проходящая почти так же, как и наш маршрут.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Сухость продлилась ровно до первого выполаживания дороги. А там территория грязи разгулялась с новой силой. Очень напоминает территорию нежити из варкрафта или зергов из старкрафта. Ведём велы, потому как крутить невозможно – колёса просто вязнут в глине. Дальше такой же стрёмный спуск к протекающему в низине ручейку. «Летишь» с горки, забрасывая себя шмотками жирной глины с покрышек, стараешься не въехать в колею, ибо выехать уже невозможно.

    Вот и чистый ручеёк! Попить, набрать воды, и двинуть дальше? Нет! надо почистить вел! Зачем?! Впереди такой же пейзаж, подъём в гору с грязью и лужами, зачем просто так тратить время на оттирание комочков грязи?! Хорошо хоть достаточно быстро это поняли. Постоянный подъём в гору. Вышло солнце и стало жесть как жарко! А тут ещё и уклон такой, только 1-1. Привал на относительно пологом месте. Груда коней, которые уже готовы пристрелить своих загнанных хозяев.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Лежим на солнышке, копаемся в GPSе, в картах, в воспоминаниях. Точим «сосатки» - это иркутское название «сосачек», конфет леденцов. Только оно так въелось в лексикон, что уже калёным железом не вытащить. Когда Garminуже был изучен 146%, решаем вытащить батарейки, перегрузить его полностью. Снимаю заднюю крышку – а там защёлка карты памяти отщёлкнулась! А ларчик просто открывался…

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Беглый осмотр нормально работающей карты показал, что 7,5 километров из которых 5 км непрерывного подъёма и 2 км грязе-глины, были пройдены только ради тренировки мышц! Отстааааа-вить! Развааааа-рот! Шагааааааа-м марш!

    С горки лететь под 50 просто счастье! Камни летят из-под колёс, колодки переднего тормоза после грязевой гонки почти стёрлись, у Димки так оба тормоза еле тормозят. Обгоняю очень медленно едущую Юлю, останавливаюсь узнать, что случилось. Грязью забились рубашки тормозов, и они не возвращаются в исходное положение. С Димкой пытаемся решить эту проблему подтягиванием отгибающих пружин на вибрейках, помогло, но очень слабо. Теряем кучу времени, все уже давно внизу возле ручья наверняка. Едем аккуратно, сильно не разгоняясь, доезжаем до ручья, где нас уже заждались и начинаем организовывать перекус.

Фото предоставил Максим Курмеев

    Стандартный хлеб, колбаса, консервы, сыр. Жадные завхозы в лице Маши зажимают козинаки, я в расстройстве, не люблю я консервы, а козинак обязан быть на перекусе! Опять попытки помыть велики… Даже с учётом дальнейшего участка в 2 км с глиной…

    Бросаю пост замыкающего и планомерно, «с помощью самых обычных контактов, и собственной скромной мышечной силы» прорываюсь с боем через все говны, не слазя с вела! Это заметно придаёт позитивных эмоций!

    Вот уже и развилка, с новыми силами в атаку на грязь и лужи! Но бой недолгий, вот тут раньше был мост через речку, осталось только 2 бревна. Потихоньку переходим через эти руины, а дальше дорога кардинально меняется – выходит из зоны леса и почти сухая! Но через несколько км снова входит в лес. Только колея становится глубже и шире, а соответственно и лужи.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    

   

        На очередном проезде через какие-то горбы ухабов, торчащие из лужи, у меня рвётся правый ботинок! Отрывается подошва на 70%. А у меня всё ещё сухие ноги и носки! Я так старался!.. Запаковываю грязные контакты в пакет, распаковываю сеточки, ибо теперь намокания ног не миновать, а мочить кроссовки не хочется, одену их сухими завтра.

    Начинается череда луж, которые мы и в 10 году обходили стороной, а теперь их приходится обходить метров за 50 через лес, всё так же хлюпая в воде. Сетки постоянно слетают с пятки – наступил в грязь, поправил, наступил другой ногой, снова поправил, это так выматывает и отнимает силы. Задача: не останавливаясь, вести вел, чтобы он не упал, поправлять сеточки, убивать комаров, вытирать пот со лба. Уровень концентрации запредельный.

Фото предоставил Максим Курмеев

    Никита и Юля валят прямо по лужам впереди, за ними крутят Маша с Димкой, Настя с Диманом где-то позади, и я в роли прослойки, чтобы их из виду не терять. Всё это в совокупности вообще не доставляет. Но тут лужи кончаются (ну как кончаются, те, что остаются, после тех, которые были, за лужи считать вообще нельзя, хотя по оренбургским меркам - это неплохие такие лужищи!), развилка на Харгино, которое мы сливаем, уже заранее обсудив все за и против. Дальше должно быть шикарное место с деревянным мостом через живописнейшую речку! Вот бы там встать после такого трудового дня! Но чёт народу идея не очень нравится, говорят, надо дальше крутить до следующей речки, до которой по прямой, если верить GPS, 10 км. А с горками и поворотами все 12. А с комарами так и все 15.

Фото предоставил Максим Курмеев

    Доезжаем до этой речки – река Зунгут. Ручей посреди болота. Комаров просто с квартал! Я уже настолько устал запиливать своё бренное тело с довеском более чем в 20 кило в эти горки с постоянно слетающими сеточками, что даже соглашаюсь крутить дальше, до следующей речки, ещё 10 км по прямой, но с условием, что я доеду через 3 часа. И так ясно, что кроме Димки уже все сдохли, чуть больше чем полностью. Кстати, это был единственный день, когда я выложился на 100%.

    Находим метрах в 300 от речки полянку почти на опушке леса, где не хлюпает под ногами и есть дрова. Расставляем палатки сушиться и идём на речку стираться, умываться, мыться, набирать воду в котлы и бутылки, пока светит солнце!

    Идём в лагерь, разводим здоровенный вытянутый костёр, и на верёвке между деревьев сушим все свои мокрые и грязные вещи. Так хочется насладиться этими моментами потрескивающего костра, пышущих жаром углей, отблесками языков пламени, что завариваем с Никитой из остатков воды ещё себе чая, и сидим, вперившись в горящие дрова, именуемые костром, дожёвывая остатки ирисок с поезда и 3 печеньки. Наконец, полностью пропитавшись этой атмосферой ночного хвойного леса, ощущением того, что на всю округу в радиусе 40 километров кроме нас никого из людей нет (не считая всяческих рыбаков на японских вездеходах), мы отправились по палаткам.

(35.71 км, 3.57 часа, 9 км\час)

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

День 4

    Просыпаемся традиционно поз звук ломаемых Димкой дров. Настроение просто великолепное! Ибо дорога дальше должна быть получше, километров через 5, и существенно живописнее. Собрались и в путь!

    Сначала всё тот же пейзаж и дорога. С двух сторон лес, под ногами грязь с лужами, но её поменьше существенно. Начинаются подъёмы на очередной хребетик. Замечательно закатываю везде, этому способствуют кроссовки, которые не слетают при каждой остановке. После нескольких подъёмов-спусков выезжаем на дорогу с песочком, которая знаменует собой подъём средней скорости движения, относительную близость Куртуна и этот гигантский по воспоминаниям 10 года подъём.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Стоило мне только бросить пост замыкающего, и укатить вперёд по невесть откуда взявшемуся чернозёмному гомнолину, потеряв из виду третьего участника, откуда-то издалека по цепочке орут: «Макс, стой!» Что случилось? Димка сломал багажник. Глубоко вздыхаю, уже заранее зная, что сломалось, почему и как.

    На вел с дисковыми тормозами поставить багажник стандартным комплектом креплений достаточно проблемно бывает в некоторых случаях, Димка не стал заморачиваться и просто впихал 3 или 4 гайки в качестве проставок в длиннющий болт, на который где-то посредине опиралась стойка багажника, а до шляпки стояло ещё 4 гайки. (Как потом оказалось, они даже не по размеру были, а больше и свободно ходили, не задевая резьбу) Сам болт был закручен в раму. Так как Димка вёз самый большой и самый тяжёлый рюкзак, болт согнуло и под самый корень отверстия срезало. Достать нереально. Запасного болта, который можно было бы запихать в дырку рамы и расклинить шайбами, тоже не было.

    Выворачиваю до дна одну штанину, достаю репшнур шестёрку. Отвязываем порнографию из какой-то ленточки и тонкой верёвки, которую уже успели навязать Никита с Димкой, подкладываем под тормоз в качестве проставки 3 куска какой-то резины, найденной неподалёку, обвязываем всё это дело репом, (благо реп пролез в отверстие на стойке багажника) задействовав практически все найденные в раме дырки, затягиваем всё это дело богатырской силой моей ноги и Димкиных рук, подвязываем концы репа к перемычке между перьями, дублируем на подсидел, делаем утяжку от рамок седла на багажник, несколько компенсируя силу давления гружёного рюкзака на мешанину из репшнура и резины, тестируем – рюкзак сидит, багажник чутка изогнут, но не критично. Грузимся, едем дальше.

    Доезжаем до пересохшего ручья. Мда, поехав бы сюда вчера ночью мы бы воткнулись! Вспоминаю, что через километра полтора будет ещё один ручей. И действительно, вот он ручей с очень приятной и чистой водой! Я не знаю, почему она такая вкусная там, но лучше воды за весь поход не было.

    Я бы там пожил лето. Находишься как-бы в низине, со всех сторон горы, сосны растут, тишина, свежий воздух. Всё это настолько гармонично сочетается, что мысли о благах цивилизации и интернете даже не посещают голову.

    Видим в поле убегающую то ли косулю, то ли оленя, то ли лося  - издалека не разглядишь. Димка, едущий впереди, столкнулся с этим копытным на дороге, метрах в 5, говорит, стояла. Подъезжающая Маша спугнула животное, которое дало дёру в поля.

    Перед очередным подъёмом останавливаемся втянуть пару шоколадных конфеток и догнаться сосатками, слыша где-то на боковой дороге детские голоса и шум автомобиля. Либо лесник, либо местные с летника, который мы проехали в этой низине.

    Двигаем дальше. Через метров 10 раздаётся скрежет со стороны Димки. Первая мысль, полетел багажник окончательно. А вот и нет. Дело гораздо хуже. Застрявшая между звёздами и спицами цепь, утянула за собой петух и переклюк заодно. Петух снова на 2 части, 3 звена цепи выворочены, задний Х7 просто развалился пополам. Не выдержало место соединения лапки с параллелограммом. С виду оно там держалось на клею и поджималось болтом. Короче, грусть, печаль, тоска.

    Все сильно огорчились. Понимающие суть проблемы огорчились ещё больше. Видимо, погода тоже расстроилась, и пошёл дождик. Кроме как синглом проблему не решить никак, ибо запасной петух полностью бесполезен без запасного переключателя.

    Чуть не насильно отсылаем девчонок, Никиту и Димана вперёд к реке, по GPSсовсем рядом, километра 3 всего, а мы с Димкой и козинаком остаёмся решать проблему. Расклепали цепь, сняли переклюк, выпрямили лапку как могли. Начинаем прикладывать цепь – на какие передачи она пойдёт. В горки даже с врождённым лосизмом на высоких передачах далеко не уедешь, а на мелких по прямой не разгонишься. Хотели 2-3, но цепь сказала «уходи». На 2-4 минимальный провис при соединении и перекос. Цепь, опять-таки 9 ск, без замка, только перепрессовка только хардкор.

    Ставим, собираем. Тест. 5 метров в гору и цепь спадает на 2-5, а потом сразу слетает. Надо сделать натяжитель из лапки! Идея была обречена на провал, но растянув лапку между перьями паутиной репшнура, выставив в плоскости цепи, добились в тесте 10 метров в гору, с концовкой, как и в предыдущем варианте. Если бы была достаточно толстая проволока, которая не тянется как репшнур, то этот вариант можно было бы хоть как-то реализовать, но, увы.

    Достаю из закромов старую, видавшую виды 8ск срамовскую цепь. Начинаем прикладывать её. И, о чудо! Цепь буквально миллиметра 2 не дотягивает до положения 2-5! самый центр 3х9 трансмиссии, да ещё и натянута будет. Перепрессовываем со снятым колесом, вдвоём запихиваем колесо на место. Колесо садится, цепь туго натянута, педали крутятся трудновато, но по сравнению с давлением ноги стокилограммового мужчины в самом рассвете сил это сопротивление пустяк. Попутно подтягиваем тормоза, запихиваем инструмент и запчасти в рюкзаки, и начинаем движение. Димка в горку валит стоя, я за ним не успеваю. Встречаем вернувшегося Никиту, перегружаем на него Димкин рюкзак. Димка уносится вперёд, преодолевая последние горки, которых более не будет до самого Байкала, а мы с Никитой планомерно крутим, не особо торопясь. Вот он конец подъёма! А теперь мини DX! Скорость больше 50 по камням, корням и песку!

    Вот мы и рядом с ещё одним отсутствующим наполовину мостом. Только досочка. По ней и переносим своих коней на другую сторону. А народ уже помыл и напоил коней, укомплектовался и практически готов трогаться. Сегодня кровь из носа надо добраться до Бугульдейки и, соответственно, Байкала. Хорошо, что с пос. Куртун спуск параллельно р. Куртун до самой Бугульдейки!

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Лужи во всю дорогу, и даже чуть больше, бросаются нам в ноги, преграждая путь в деревню. Димка по колено разведывает дно. Везде одинаково плохо и глубоко. Перетаскивает Машу, Юлю, перевозит велики, в это время Диман босиком переходит сам, потом переносит Настю и переводит её вел, я, борясь с кустами и деревьями, кое-как перехожу по самой обочине, ведя вел в луже, но не замочив ног. Финальным действом стало переезжание Димкой лужи верхом на веле! Всё было заснято Никитой на видео. Далее Куртун. Деревушка в 1 улицу, с каждым годом вымирающая всё больше.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Катим, любуясь видами скал, полей, облаков, неба, спусков, перекатов горной речки. Съезжаем на просёлок рядом с основной дорогой. Непередаваемое ощущение мягкой, ровной-ровной накатанной земли вызывает ярчайшие приступы наслаждения жизнью!

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Вот и Бугульдейка! Не заезжаем в магазин, ибо уже скоро стемнеет, едем сразу к Байкалу – надо пройти по тропе, чем дальше от деревни, тем лучше, плюс места там более живописные. К сожалению, из-за усталости, голода (перекуса-то не было сегодня), мою идею пройти подальше буквально рвут в клочья! Так что дотаскиваем последние велы при свете фонарей и разбиваем лагерь буквально на 150 метров дальше стоянки 10 года.

    Такая ностальгия одолевает сразу же. Вот тут мы впервые Байкал увидели, вот здесь палатка стояла, тут валялись и смотрели на звёздное небо. Поднял голову – безоблачное небо, чистый влажный байкальский воздух, горы звёзд, ветрина дует… Счастье в чистом виде. Доставай ложку и ешь! Кстати о еде, высказывается мысль сточить перекус и лечь спать. Я категорически против! Хоть я и устал, но не настолько, чтобы надавить на массу, набив при этом желудок этими дурацкими консервами. Хочу борща! Меня поддерживает оренбургская диаспора в полном составе.

    Идти к Байкалу, набрать воды в котлы, разжечь MSR, соорудить «пенкозащиту» от ветра, почисть овощи, на газу в палатке приготовить поджарку, закинуть картофан, закинуть банку борща, банку тушняка, поджарку, варить до готовности, подавать заправленным майонезом вместе с нарезанным хлебом. Будим Юлю, и, мешая спать Диме с Машей, быстро и профессионально расправляемся с приготовленным варевом. На чай уже совсем не тянет, по кружечке и спать.

(62.29 км, 5.27 часа, 11.4 км\час)

    День 5

    Днёвка!!! Я благодарен Димке за то, что проснулся от звука ломаемых дров уже после того, как Димка с Машей уже сходили к Байкалу, перестирали вещи, набрали воды, всё разложили, и уже тогда и только тогда, начали разводить костёр.

    Этот день объявлен днём мойки! Наши жаворонки ушли в деревню за продуктами, а мы, только проснутые и поетые, пошли стираться. Все грязные мокрые, пахнущие вещи сначала хорошо намыливаются и застирываются, затем всю эту груду вещей идёшь полоскать. Кроссовки, разломанные контакты, почти все вещи с себя были перестираны и развешаны сушиться сначала на берегу, а затем на верёвке в лагере. Байкал был неспокоен, поэтому из носков и прочих шмоток пришлось, через какое-то время, вытряхивать прибрежный песок, поднимаемый волнами. Почти 3 часа нахождения на берегу Байкала, то на песке, то по щиколотку, то по колено в холодной воде позволяют замечательно прочувствовать энергетику этой самой воды. Ногам не холодно! Прохладно только когда ветер сильный поднимается. А дышится влажным воздухом очень легко.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Короче, сложно описать все эти ощущения от пребывания на этом конкретном месте. Это и воспоминания, и снова первый раз Байкал за 4 дня, и природа, и пейзажи, и само ощущение того, что можно ничего не делать весь день, просто сидеть и смотреть, или ходить и смотреть, или лежать и  не смотреть, но главное чувствовать каждой клеточкой тела то, что ты здесь! Вот ты, а вот Байкал!

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Ближе к вечеру, походили с Никитой по берегу, сделали несколько фотографий (эти уходящие в туманную даль горы, плоскота водной глади, волны на камнях, просто берег – хоть на календарь распечатывай), пошвыряли камушки в воду, нашли клёвое место с бревном, которое одним концом лежит на камне выше воды, и на нём можно стоять, видя под собой прозрачную воду…

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Вечером жареные сосиски!!! И любимые мной макароны! А к чаю ещё и мозг сделали! Загляденье, а не вечер! Вообще в целом день можно охарактеризовать, как день восстановления физических и моральных сил, очень уж было всё спокойно и позитивно.

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

Фото предоставил Максим Курмеев

    Я и Никита ложимся самыми последними, до упора сидим возле костра, я сушу кроссовки и лорпеновские носки, пока угли ещё догорают. Зашиваю рваные сетки.  Оставил кроссовки лежать на камнях рядом с потухшими углями. Это было ошибкой. Пока они были влажные, всё было хорошо, но, видимо в ночь, от остатков тепла они окончательно просохли, и так сели, что оба оторвались от подошвы. Сжёг на следующий день. Остался в одних сетках.

конец 1 части.

Автор: Максим Курмеев


 

Продолжение!




Опубликовать в социальных сетях